Бесы

Бесы

БЕ́СЫ (общеслав. слово: старослав. ед. ч. бѣсъ, укр. біс, болг. бяс и т. д., восходящее к индоевроп. bho-dho-s — "вызывающий страх, ужас", того же корня, что и слово "бояться") — в др.-слав. религ.-мифологич. представлениях — злые духи. Из языческой терминологии слово "Б." перешло в христианскую традицию для пер. греч. слова δαιμονεζ (демоны), к-рое (особенно в др. период) не обязательно соединялось с отрицат. значением. Так, у Гомера и Гесиода демоны — существа, занимающие среднее между богами и людьми положение; у Платона этим словом обозначаются и души умерших добрых людей (гении). Сократ постоянно ссылался на своего личного даймана, повелевающего говорить только правду (роль ангела-хранителя в христианстве). В Септуагинте термин δαιμονεζ употребляется для указания на чужих, языческих богов (Втор. 32.17) или на некую пагубу, "заразу" ("зараза, опустошающая в полдень", — слав. "бес полуденный", — Пс. 90.6). Для Иосифа Флавия демоны — "духи злых людей" (Иудейская война, VII, 6, 3). В Новом Завете слово δαιμονεζ употребляется неск. раз в общем значении языч. богов или идолов (Деян. 17. 18; 1 Кор. 10.21), но обычно указывает на злых духов — "диаволов", к-рые, хотя и "веруют и трепещут" (Иак. 2.19), признаю́т Иисуса Христа Сыном Божиим (Мф. 8.29), но остаются бесповоротно слугами своего князя Вельзевула, или Сатаны (Мф. 12.24). Поэтому и в христ. богословии они являются духами зла, непримиримыми антагонистами Св. Троицы и ангелов, "врагами невидимыми" рода человеческого. Здесь нет дуализма (как в иран. мифологии), ибо зло, живущее в бесах, — не изнач. качество их природы, а следствие ложного выбора их свободной воли. Б. и сам Диавол — не порождение "теневой" (параллельной благому Богу) стороны бытия, но Его творения, неверные слуги. Некогда бывшие ангелами, они не сохранили "своего достоинства" (Иуд. 1.6) и в акте гордыни и самопревозношения (направленного на достижение полной автономности бытия, — мотив, внуш. затем змеем Адаму и Еве) отпали от Бога и стали "ангелами Сатаны" (Апок. 12.9), "ангелами бездны". (В церк.-слав. нар. обиходе для отличия от ангелов добрых Б. называют аггелами, что соответствует орфографии, но не произношению, греч. αγγελοζ — "ангел"). От своего "ангельского прошлого" Б. сохранили определ. способность сверхчеловеч. знания и могущества, поставленную на службу злу. Но они не могут проникнуть в глубины духа людей праведных и волевых. Деятельность Б. как искусителей направлена на всех людей, но особенно на монахов и всех тех, кто ведет с ними сознательную и явную "брань" (см. Жизнеописание св. Антония и ром. Г. Флобера "Искушение святого Антония"). Они разделяют с ангелами способность быть невидимыми и являться по собств. произволу в разл. образах, вплоть до образа светлого ангела и даже Иисуса Христа. Обычный образ Б. в иконографии совмещает в себе антропоморфные и териоморфные (звероподобные) черты, приближаясь в этом к языч. образу сатаны или фавна: он темен, рогат, хвостат, ноги оканчиваются копытцами, при этом сохраняются крылья (в воспоминание изначальной ангельской природы), но — как у летучей мыши, еще одного "нечистого" животного. Одна из осн. функций бесов — мучение грешников в аду (особенно — "Божественная комедия" Данте и разл. апокрифич. повествования). В рус. лит-ре метафорич. воплощение "мелкого", развращающего, "завистливого" и мстительного зла ("Бесы" Ф. М. Достоевского, "Мелкий бес", Ф. К. Сологуба, образ черта-"ферта" в пов. Л. М. Леонова "Конец мелкого человека" и др.).

Лит.: Дурново Н. Н. Легенда о заключенном бесе в византийской и старинной рус. лит-ре // В сб.: Древности. Труды Славянской комиссии Императ. Моск. археологич. об-ва. Т. 4. Вып. 1. М., 1907. С. 54—152; Спасский А. Вера в демонов в Др. Церкви и борьба с ними // Богосл. вестник. 1907. Т. 2. С. 357—391; Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903.


Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Бесы" в других словарях:

  • Бесы — «Бесы» (1830)  стихотворение Александр Сергеевича Пушкина. «Бесы» (1872)  роман Федора Михайловича Достоевского. Бесы (Biessi, Βίεσσοι)  имя славянского народа, жившего во время Птолемея в теперешней Галиции, у подножия… …   Википедия

  • БЕСЫ — БЕСЫ, в древнеславянской мифологии злые духи; слово общеславянское, восходит к индоевропейскому bhoi dho s «вызывающий страх». Следы древнего значения сохранились в архаичных фольклорных текстах, особенно заговорах. В христианской традиции «бес»… …   Энциклопедический словарь

  • БЕСЫ — (общеславянское слово; старослав. ед. ,ч. Бъсъ, укр. бic, болг. бяс, бес, сербо хорв. вйjес, словен. бês, чеш. bus, польск. bies и т. д.; исконно родственно литов. baisus, «страшный» и в конечном счёте восходит к индоевроп. bhoi dho s,… …   Энциклопедия мифологии

  • БЕСЫ — в древнеславянской мифологии злые духи; в христианских представлениях то же, что черти …   Большой Энциклопедический словарь

  • БЕСЫ — «БЕСЫ (Николай Ставрогин)», Россия, Время (кинокомпания «Мосфильм), 1992, цв., 153 мин. Драма. По мотивам одноименного романа Ф.Достоевского. Действие психологической драмы происходит в конце века. На мутной волне российской революционной… …   Энциклопедия кино

  • Бесы — демоны, нечистые духи, нечистая сила противники Бога и Божия дела в мире, «враги невидимые» Церкви и всего человеческого рода, слуги, воины и соглядатаи сатаны. По учению Церкви, Б. страшная реальность; верующий человек имеет право находить… …   Энциклопедия культурологии

  • бесы — злые духи, причиняющие страдания людям А. Характерные черты бесов 1. Их особенность выступают как лжебоги: Втор 32:17; Пс 105:37; 1Кор 10:20; Откр 9:20 также называются нечистыми духами: Мк 5:12,13; 1Тим 4:1 2. Их признаки одержимость: Мк… …   Библия: Тематический словарь

  • Бесы — Biessi, Βίεσσοι имя славянского народа, жившего во время Птолемея в теперешней Галиции, у подножия Карпат. О них писал Шафарик ( Славянские Древности , I) …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Бесы — (др. – слав., христ.)  – от «страшный» – злые духи, противники Бога и ангелов, слуги, помощники, воины и соглядатаи дьявола, враги «рода человеческого». Наводят болезни и порчу, толкают людей на дурные поступки, расстраивают браки, портят… …   Мифологический словарь

  • Бесы —    см. Демоны …   Словарь богословских терминов

Книги

  • Бесы, Федор Михайлович Достоевский. "Бесы"-одно из наиболее сложных в идейно-философском отношении произведений Ф. М. Достоевского. Упрощенно воспринятый современниками как политический памфлет, долгие годыфактически… Подробнее  Купить за 2003 руб
  • Бесы, Ф. М. Достоевский. "Бесы" - одно из наиболее сложных в идейно-философском отношении произведений Ф. М. Достоевского. Упрощенно воспринятый современниками как политический памфлет, долгие годы фактически… Подробнее  Купить за 430 руб
  • Бесы, Ф. М. Достоевский. "Бесы" - одно из наиболее сложных в идейно-философском отношении произведений Ф. М. Достоевского. Упрощенно воспринятый современниками как политический памфлет, долгие годы фактически… Подробнее  Купить за 430 руб
Другие книги по запросу «Бесы» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»